Address mark

Наш адрес

Сочи, улица Конституции СССР 18

vk icon
instagram icon
facebook icon

+7 (862)295-88-89


Гаспарова Ольга

Дети сиблинги: развитие и воспитание в семье

Дети сиблинги: развитие и воспитание в семье

Сиблинги (от англ. Siblings) – это родные братья и сестры, к которых общие родители. Сиблингами также называют враждующих братьев\сестер, но это заблуждение.

Эта статья может быть интересна психологам, родителям и педагогам, так как она позволит лучше узнать ребенка, его понять. Так же я приведу несколько рекомендаций, т.е. укажу некоторые моменты, на которые вы можете обратить внимание при воспитании сиблингов.

На развитие детей огромное влияние оказывает семья. Зачастую эта фраза воспринимается, как воспитание взрослыми: родителей, бабушек, дедушек. Но кроме этого не стоит забывать и о братьях и сестрах, ведь именно от них ребенок может учиться взаимодействовать с окружающими. Я постараюсь приоткрыть дверь в мир сиблингов, показать, как строятся взаимоотношения между ними, как выбираются жизненные приоритеты и какие психологические характеристики выступают главенствующими от позиции сиблингов.

Немного истории.

Одними из первых вопросами сиблингов в психологии занимались Фрэнсис Гальтон ( 1822 – 1911) и Альфред Адлер ( 1870 – 1937).

В своей книги «английские люди науки: их природа и воспитание». ( 1874): Фрэнсис Гальтон отметил, что лауреаты Нобелевской премии, классические композиторы, видные психологи чрезмерно представлены как первые новорожденные. Он предположил три основные причины, почему первенцы, как правило более выдающиеся:

  1. Законы первородства: первенцы имеют доступ к финансовым ресурсам родителей и продолжают образование;
  2. Первенцы берут на себя больше ответственности, чем их младшие братья и сестры, и позиционируются в семье в качестве компаньонов родителей;
  3. Первым новорожденным уделяется больше внимания и заботы в семьях с ограниченными финансовыми ресурсами.

Альфред Адлер же подразделял детей сиблингов по порядку рождения:

* Первенцы выполняют семейную роль лидерства и власти, они послушные, предпочитают порядок, структуру и соблюдение норм и правил. Их жизнь

сосредоточена вокруг достижений и благоустройств. Они боятся потерять свое положение в верхней части иерархии.

* Средние дети чувствуют себя изгоями в семье, поскольку они не имеют преимуществ первого ребенка и внимания, которое уделяется младшему. Эти дети часто идут на все, чтобы отличаться от своих братьев и сестер, вырабатывают индивидуальный стиль для себя, так как они чувствуют, что были « вытеснены» из своей семьи.

* Младшие дети очень часто воспринимаются как менее способные. Из-за этого, они легко умеют уговаривать, своим очарованием добиваться того, чтобы все делали для них. От этого они становятся любимчиками родителей, которым уделяется больше внимания.

Современные результаты.

На сегодняшний день слишком много недостатков и несоответствий имеют эти теории в исследованиях детей при порядке их рождения. Результаты неоднозначны. Порядок рождения не имеет генетическую основу, основным является роль отведенная ребенку семьей при воспитании. Без контекста говорить о психологических характеристиках детей крайне сложно.

Для определения сиблинговой позиции должны учитываться, как минимум: размер семьи, разница в возрасте между детьми, соотношения братьев и сестер, раса, темперамент, методы родительского воспитания, смерть одного из детей, выкидыши и т.д. Одни исследования показывают, что IQ первенца гораздо выше, чем у позже рожденных детей, а другие это опровергают. Таким образом, невозможно обобщить характерные черты по порядку рождения детей и применять их повсеместно к каждой семье.

Поведение ребенка при рождении брата или сестры

Появление нового ребенка в семье является напряженным фактором для первенцев и детей, чем возраст от 3 до 5 лет. Наблюдается регрессивное и агрессивное поведение старших детей. Некоторое поведение может быть предотвращено , а некоторое может быть улучшено в течении нескольких месяцев. Регрессивное поведение может быть выражено в ползании старшего ребенка, просит бутылочку, сосет палец, начинает говорить нечленораздельно и т.п. признаки. Это поведение дает знак родителям, что ребенок нуждается во внимании, ласке и любви.

Американская академия педиатрии предлагает родителям не напоминать старшим детям о том, какой у них возраст и какое поведение они ждут от него. Поведение ребенка скоро должно вернуться в свое русло при понимании, какая роль теперь к ним отводится в качестве брата или сестры.

Университет системы здравоохранения Мичигана советует родителям обращаться при регрессивном поведении ребенка, если оно не улучшается в течении 2-3 месяцев к детскому психологу или педиатру, а так же в случае если старший ребенок пытается навредить младшему.

Конфликты сиблингов

Соперничество сиблингов является одним из видов конкуренции или вражды между братьями и сестрами. Это наблюдается особенно интенсивно, когда дети очень близко по возрасту или того же пола. Соперничество между детьми может включать агрессивное поведение.

Соперничество между детьми, как правильно, начинается сразу после или до появления нового ребенка. В то время, как сиблинги по-прежнему любят друг друга, это не редкость для них, когда они ссорятся и причиняют вред друг другу.

Дети чувствительны в возрасте от 1 года до 3 лет, так как у них сложное понимание семейных правил и возможности оценить себя по отношению к их братьям и сестрам.

Ревность сиблинговая часто продолжается в течение детства и может очень разочаровывать родителей. Соперничество сиблингов может продолжаться и во взрослом возрасте. Примерно одна треть взрослых описывает свои отношения с братьями и сестрами, как соперничество или отдаленные. Тем не менее, конкуренция часто уменьшает с течением времени и по крайнее мере 80% сиблингов в возрасте старше 60 имеют тесные связи.

Каждый ребенок в семье конкурирует, занимая определенное место в семье, кто он как человек, и желанием показать ,чем он отличается от своих братьев и сестер. Соперничество между детьми возрастает, если дети чувствуют, что они получают неравные объемы внимания, а также где есть напряжение в отношениях родителей их родителей. Где способ разрешения конфликтов, принятый в семье равен «боевым действиям» принятые в семье. Эволюционные психологи объясняют соперничество сиблингов, когда родители склонны делить все поровну, но каждый ребенок хочет больше для самого себя.

Воспитание сиблингов

Как уже говорилось выше, от родительского воспитания зависит и отношения между сиблингами. Так, например, крики, ор, драки, которые слышат родители, зачастую проходят при присутствии взрослых. И тогда вопрос « О чем вам хотят сказать дети?»

Российские психологи рекомендуют: главное не разрешать детям ябедничать.

Научите детей выражать свои чувства напрямую, а не через родителей или еще каким-либо иным путем. Пример «Я злюсь, когда ты берешь мои игрушки» Это учит детей проявлять свои чувства, не раня обидными словами брата или сестру.

Если у детей возникла конфликтная ситуация родители не должны выступать в качестве арбитров и вмешиваться. Лучшим вариантом будет предоставить возможность детям выйти в другую комнату и разобраться самостоятельно.

Еще один из методов воспитания это введение правил. Например, правило «стоп». Если одному из детей что-то не нравится, то он может сказать «стоп» и другой должен остановиться. Если ребенок подходит к родителям и начинает жаловаться, то родители напоминают ему о правиле.

Каждый из участников конфликта предлагает способы решения. Выбирается тот способ, который устраивает и того и другого.

В заключении хочется сказать ,что какие бы сложные не были отношения между сиблингами, они помогут в дальнейшей жизни детям при решении сложных ситуаций взаимодействия с окружающими.