Address mark

Наш адрес

Сочи, улица Конституции СССР 18

vk icon
instagram icon
facebook icon

+7 (862)295-88-89


Гаспарова Ольга

Как избежать истерики?

Как избежать истерики?

Ребенок учится управлять своим поведением и эмоциями. Но иногда он теряет самообладание, что может привести к истерике. Наблюдая за малышом, постарайтесь понять, какое состояние говорит о приближении истерики. Это могут быть поджатые губы, сопение, легкое хныканье. Если вы уловили какие-либо признаки, старайтесь переключить внимание ребенка на что-то интересное. Предложите другую игрушку, книжку, перейдите в другую комнату, покажите, что происходит за окном. Этот прием может быть эффективен только тогда, когда истерика еще не разгорелась. Если страсти уже кипят, то этот метод не принесет результатов.

Используйте различные приемы, которые могут предотвратить возникновение истерики у детей:

* Полноценный отдых. Старайтесь вовремя укладывать ребенка на дневной и ночной сон. Не допускайте переутомления. Если видите, что ребенок устал играть, предложите ему почитать или порисовать. Не отправляйтесь в магазин, если ребенок проголодался. Маленькие дети еще не умеют контролировать состояние усталости, задача взрослых – следить за состоянием ребенка и не допускать переутомления.

* Прояснения чувств ребенка. Дайте понять, что вы разделяете чувства ребенка: «Я тебя понимаю. Я бы, наверное, тоже расстроился (лась), если бы не получил (ла) желаемого…» Это поможет малышу понять, что его чувства естественны, что родитель его понимает, а значит, не разлюбит! Но в то же время необходимо объяснить, что не смотря на чувства, есть определенные пределы: « Я понимаю, ты сердишься, но кричать в магазине нельзя» Ребенок должен знать, что есть ситуации, в которых такое поведение не допустимо.

* Время для игр. Очень важно, чтобы у малыша было достаточно свободного времени для игры, когда никто не отвлекает и не мешает игровому процессу.

* «Помоги мне сделать это самому». Не пытайтесь все делать за ребенка, покажите, что он уже взрослый и может сам справиться с трудностями.

* Право выбора. Предоставляйте малышу право выбора. Ребенок, который может самостоятельно делать выбор, чувствует, что его уважают и с ним считаются. Выбор должен быть понятен ребенку ( что есть на завтрак, во что играть, пойти в парк или на площадку). Нет смысла спрашивать ребенка, хочет ли он пойти в детский сад или нет.

Это решение принимают родители. А вот выбрать между желтой и зеленой футболкой он вполне способен. Если вы не предложили выбор, то считайтесь с мнением ребенка, не навязывайте свой вариант.

Ребенок выбрал желтую футболку. Не стоит говорить: «А мне кажется, зеленая будет лучше». Если реального выбора нет, не создавайте видимости, просто сообщите о том, что сейчас будет: «Мы идем в магазин».

Как себя вести во время истерики?

Обычно толчком к началу истерики является каприз: «Хочу, дай, купи, не буду, уйди…» Если предотвратить истерику не удалось, и она началась, не пытайтесь в этот момент успокаивать ребенка, уговаривать, ругать или кричать, это станет стимулом к продолжению истерики.

* Не бросайте ребенка в одиночестве, это может напугать малыша. Будьте поблизости, в поле зрения ребенка, постарайтесь сохранить спокойствие и уверенность в себе.

* Если ребенок устроил истерику, чтобы получить желаемое, не уступайте. Выполняя желания ребенка в момент истерики, вы тем самым закрепляете форму поведения. Ребенок будет и дальше использовать истерику, чтобы добиться своего. Если один раз в ответ на истерику вы разрешите взять то, чего брать нельзя, можете быть уверены – истерика повторится и не раз.

* Не давайте ребенку много внимания. В этот момент и положительное( долгие уговоры, попытки развлечь) и отрицательное ( крики, ругань, нотации) внимание только поддерживает и закрепляет истерику.

* Не прибегайте к физическим наказаниям. Это лишь усугубит состояние ребенка, получается, что его наказывают за то, с чем он не может справиться. Занимайтесь своими делами, игнорируя истерику. Ребенок поймет, что это не приносит желаемого внимания и впредь не стоит тратить свои силы.

* Используйте тактильный контакт. Попробуйте крепко обнять ребенка и удерживать некоторое время в своих объятиях, повторяйте, что вы его любите, даже в те моменты, когда он злится, но вас огорчает, когда он громко кричит и бросается на пол. Но не стоит насильно удерживать ребенка в объятиях, если он вырывается лучше оставить его на диване или на полу.

* Не позволяйте, чтобы ребенок управлял вами. Если вам нужно уходить, а ребенок, не желая оставаться с папой или бабушкой, устроил истерику, спокойно попрощайтесь с ним и выходите из дома. Чем дольше вы будите оттягивать момент ухода, тем продолжительнее будет истерика.

 

Истерики в общественных местах.

Не все родители в состоянии выдержать истерику в публичном месте. Легче уступить и дать желаемое, «только бы перестал кричать». Но этот способ опасен. Старайтесь ни обращать внимание на окружающие взгляды посторонних. Если вы уступите сейчас, только для того, что избежать публичного скандала, будьте готовы к тому, что и дальше вам придется действовать также. Вы отказали в покупке новой игрушки, не уступайте сразу. Пусть ребенок возмутится, потопает ногами и выразит недовольство. Если вы уверенно заявите о своем решении, ребенок поймет, что истерикой он ничего не добьется. Истерики в общественных местах обычно рассчитаны не столько на маму, сколько на публику. Будьте осторожны, привлекая к этому процессу окружающих. Лучше обойтись без их помощи и просто переждать вспышку. Кричать, когда никто не обращает внимания, совсем не интересно.

Когда все позади

 

После того, как страсти улеглись, не отказывайте ребенку в ласке, возьмите его на руки, обнимите. Скажите, что вы его очень любите и вам приятно говорить с ним, когда он спокоен. Ребенок должен учиться выражать свои желания с помощью слов.

 

Поведение родителей

Часто детские истерики и капризы являются следствием ошибочного поведения родителей. Ребенку все разрешено, все можно, он даже не знает о существовании слова «нет». Определите список запрещенных и разрешенных вещей и придерживайтесь установленного порядка. Дети очень наблюдательны и сообразительны. Они понимают, что можно выпросить конфетку у бабушки, если мама запретила. Или надо идти гулять с дедушкой, он обязательно купит игрушку. Постарайтесь, чтобы один из родителей не отменят запретов другого. Если мама не разрешила, значит нельзя. Если папа сказал убирать игрушки, значит надо убрать.

 

«Изящные» выражения в детском лексиконе.

С расширением круга общения ребенок начинает приобретать много нового. И не всегда это новое – хорошее. Один из таких далеко не радостных моментов – бранные слова. Услышав от своего ребенка такое «новшество», родители часто теряются и не знают как себя вести. Оправившись от шока, взрослые чаще всего выбирают один из следующих вариантов:

Вариант 1. Ругаем ( «И в кого ты такой?»)

Этот способ эффективен только в том случае, если взрослые окружающие ребенка действительно не употребляют никаких бранных слов. В противном случае необходимо действовать по принципу «начни с себя».

Вариант 2. Оставляем без внимания ( «Ничего не произошло»)

Оправдываясь тем,что не следует акцентировать внимание , что ребенок сам забудет такие слова, родители отчасти правы. Но где гарантия, что малыш не вспомнит эти выражения в самый неподходящий момент. К тому же, скорее всего, малыш придет к выводу, что если родители не реагируют на эти слова, то так оно и должно быть.

Вариант 3. Запугиваем ( «Будешь ругаться – язык отрежу»)

Очень эффективный способ. Но имеет два больших минуса.

Во-первых, это способствует формированию страхов; а, во-вторых, приходит время, когда «страшилки» перестают действовать, и взрослым каждый раз приходится придумывать все более ужасные истории.

Вариант 4.Объясняем.

Самый эффективный, но самый трудный способ, т.к. требует четкой последовательной тактики. Сразу давайте понять ребенку, что вам и всем окружающим очень неприятно, когда малыш кричит и ругается, что пропадает всякое желание с ним общаться. А так как главное для ребенка – привлечь внимание взрослого, то при таком подходе желание ругаться постепенно пропадет.