Address mark

Наш адрес

Сочи, улица Конституции СССР 18

vk icon
instagram icon
facebook icon

+7 (862)295-88-89


Гаспарова Ольга

Родительское программирование как источник эмоциональных проблем ребенка и пути его коррекции в ходе самовоспитания родителей.

Родительское программирование как источник эмоциональных проблем ребенка и пути его коррекции в ходе самовоспитания родителей.

Часто ли вам приходилось в детстве слышать от своих родителей: « Горюшко ты мое», « Глаза бы мои на тебя не смотрели», « За что мне такое наказание..», «Ты не рассуждай, а делай что тебе говорят», « Когда же ты наконец повзрослеешь?».Или « Ты у меня слабенький», « Да что ты боишься, у тебя все равно ничего не получится, дай-ка я..» , «Тебе чего .больше всех надо?»

А что ли вы используете те же слова, разговаривая со своими детьми? Думается, что не реже, чем вы слышали их в собственном детстве. Эти все фразы можно назвать определенными директивами. Что же такое директива?

Это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно – собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причем истинные причины своей вины ребенок ( а что и взрослый) не может осознать без посторонней помощи. Ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя «хорошим».

  1. Первая и самая жестокая директива – «НЕ ЖИВИ».

В бытовой речи она выражается в приговариваниях, адресованных ребенку:

«Глаза бы мои на тебя не смотрели»

«Чтоб ты сквозь землю провалился»

«Мне не нужен такой плохой мальчик и т.д.»

Расширенным вариантом такой директивы являются « воспитательные» беседы с ребенком на тему «Сколько тревог и лишений ты мне принес, появившись на свет» ( как я волновалась, когда ты в детстве заболел ветрянкой» или «Поскольку я все силы отдавала тебе, то я так и не смогла выйти замуж» или «Защитить диссертацию» )

Что плохого в привитии ребенку уважения к родителю через чувство вины? Здесь есть несколько сторон.

Первая сторона состоит в том, что ребенок может понять, что было бы лучше, если бы меня не было, то выходом могут быть частые травмы и другие способы бессознательного саморазрушения ( например, наркомания).

Вторая сторона состоит в том, что такого рода воспитание содержит в себе возможный психологический обман и манипуляцию : взрослый как бы перекладывает на ребенка ответственность за нерешенность своих собственных задач и заставляет в это верить.

Третья сторона: такое отношения к себе не дает ребенку возможности реализовать свои способности в различных сферах жизни. Ведь если ребенок будет получать физические травмы, болеть или просто окажется неприспособленным к реальности то родители получат дополнительные поводы для беспокойства за него, а он дополнительные возможности для взращивания в себе чувства вины. И круг замыкается. Одним из вариантов послушного следования ребенком родительскому указанию «Не живи» является провокационное «бессовестное, хулиганское» поведение вне дома. Ребенок как бы сам специально «нарывается» на наказание. Известно, что наказание снижает чувство вины и такие дети для разрядки внутреннего напряжения бессознательно ищут ситуации, где они могут быть наказаны. Проще чувствовать себя виноватым за разбитое стекло или нос, нежели испытывать постоянное чувство вины неизвестно за что.

  1. Вторая директива – « Не будь ребенком»

В быту звучит как:

«Что ты ведешь себя как маленький»,

«Пора стать самостоятельнее»

«Ты уже не ребенок, чтобы …»

Иными словами плохо быть маленьким, надо быстрее взрослеть и тогда ты будешь хорошим для родителей.

  1. Третья директива – противоположна по смыслу. Она звучит «не расти»

В быту звучат фразы:

«Мама тебя никогда не бросит»

«Ты еще мала, чтобы краситься»

«Не торопись взрослеть»

«Детство – самое счастливое время жизни».

Дети чувствуют себя виноватыми, «предавшими» собственную мать, если, например, влюбятся. Часто такие люди вообще не могут создать семью, либо создают ее, но продолжают жить со своими родителями даже при возможности разъезда, поскольку «не мыслят свою жизнь без мамы».

  1. Четвертая директива – «не думай».

В быту выражается в требованиях:

«Не рассуждай, а делай, что положено»

«Не умничай»

«Не уходи в абстракцию»

Воспитывает в человеке недоверие к миру. Люди испытывают чувство «Пустоты в голове», когда им нужно самостоятельно решить какую-то проблему. У них заниженная самооценка.

  1. Пятая директива – «Не чувствуй».

Она может выражаться в двух вариантах: или относится к собственно к чувствам или же физическим ощущениям.

В первом случае выражается в фразах:

«Как тебе не стыдно бояться собаку, она же не кусается»

«Как ты смеешь злиться на воспитательницу ( учительницу), ведь она тебе в матери годится.

Под запретом оказываются эмоции гнева и страха, но от этого они не исчезают, а распространяются на огромное количество «незапрещенных объектов».

Если запрет касается физических ощущений, то человек может утратить контакт с собственным телом и перестанет воспринимать сигналы для самозащиты и ориентации в реальности. Например, мама с ребенком стоят под дождем. Ребенок хнычет : «Мне холодно», Мама раздраженно отвечает: «Не сахарный – не растаешь», «Ты же мужчина». Ребенок, научившийся игнорировать телесные ощущения, легко может утратить чувство физической безопасности и стать склонным к травматизму.

  1. Шестая директива – «Не достигай успеха».

Они передается родителями в ходе «воспитательных» рассказов типа:

« Мы сами не могли получить высшее образование, но отказываем себе во всем только ради того, чтобы ты закончил институт»

«У тебя все равно ничего не получится»

В основе лежит бессознательная зависть родителей успеху ребенка.

  1. Седьмая директива – «Не будь лидером»

Транслируется фразами:

«Не высовывайся»

«Будь как все»

Родители обеспокоены чувством зависти, которое они, по их убеждению, обречены, вызывать у других людей. Взрослые, получившие такую директиву, пожизненно ходят в подчиненных – и на работе и дома. Он уходит от ответственности в важным моментах жизни.

  1. Восьмая директива – «Не принадлежи»

Ее передают родители, сами имеющие проблемы в общении и видящие в ребенке « единственного друга». Смысл ее может быть такой:

«Не принадлежи никому, кроме меня»

«Ты у меня не похож ни на кого»

Можно сказать, что, став взрослым, подобные люди обречены, чувствовать себя не такими, как все. Им не знакомо чувство «слияния с

группой». Причем причины такого ощущения человек сам понять не может, ведь он делает в компании то же ,что и другие, и старается быть, как все.

  1. Девятая директива – « Не будь близким» или «Не доверяй никому»

Родители, передающие эту директиву, внушают ребенку, что никому, кроме них, доверять нельзя. Общий смысл «любая близость опасна, если это не близость со мной». Нередко во взрослом возрасте люди имеют большие трудности в сексуальных отношениях и эмоциональных контактах. С противоположным полом оказывается в роли жертвы, которую все обманывают и бросают. Не научились анализировать ситуацию: где и когда можно доверять тем или иным людям.

  1. Десятая директива – « Не делай»

«Не делай сам – это опасно, за тебя буду делать я»

У человека от этой директивы возникают мучительные трудности в начале каждого нового дела, даже хорошо знакомого. В противоположность носителям директивы «Не достигай успеха», испытывающим трудности при завершении дела. Люди часто упрекают себя в слабоволии, но дело здесь не в воле, а в послушании, которое стало уже совершенно бессмысленным – ведь мама уже не придет к вам на помощь.

  1. Одиннадцатая директива – « Не будь самим собой»

Она выступает в двух основных вариантах.

Первый состоит в недовольстве родителей полом ребенка ( например, ждали мальчика, а родилась девочка).

Второй вариант выражается в высказываниях типа:

«Будь похожим на ..»

«Стремись к идеалу»

«Почему твой друг может ,а ты нет».

Скрытый смысл – вызвать неудовлетворенность своим нынешним состоянием и пустить человека по замкнутому кругу.

Взрослый человек постоянно неудовлетворен собой и про таких говорят: Критичен к себе более, чем к другим». Ведь ему надо превосходить других хотя бы по высоте требований, предъявляемых к самому себе. «Вы ниже меня, поэтому я не могу требовать от вас того, что требую к себе». Такие люди живут в состоянии мучительного внутреннего конфликта.

  1. Двенадцатая директива – «Не чувствуй себя хорошо».

Передается родителями, говорящими в присутствии ребенка:

«Несмотря на то, что у него была высокая температура, он написал контрольную на пять»

«Хоть он у меня слабенький, но сам вскопал целую грядку»

Человек, получивший такую директиву приучается, с одной стороны к мысли, — что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с другой – к ожиданию, — что плохое самочувствие повысит ценность его действия.

Всем известны сотрудники, которые на работе постоянно жалуются на головную боль, а когда им предлагают пойти домой, упрямо остаются на работе и даже засиживаются допоздна. Смысл поведений такой – «Вам должно быть стыдно – ведь даже при плохом самочувствии я делаю больше, чем вы».

Все мы, воспитывая своих детей, остаемся детьми своих родителей и продолжаем решать задачу своего взросления именно в ходе воспитания детей. И другого пути у нас нет. Главное уже состоит в том, что вы знаете про эти директивы .и когда хочется произнести ее, то просто остановите себя и подумайте, а что за этим следует. Директивы нельзя путать с моралью.

Директивы всегда бессознательны, мораль же всегда сознательна.

Взрослые действительно многое могут, но они не могут одного – решить за ребенка задачу взросления и освобождения от их собственных бессознательных влияний. Каких? Пусть каждый решит это сам.

И как ребенок своих родителей, и как родитель своих детей.