Address mark

Наш адрес

Сочи, улица Конституции СССР 18

vk icon
instagram icon
facebook icon

+7 (862)295-88-89


Гаспарова Ольга

Отлучение от груди

Отлучение от груди

Еда и независимость

 

Путь к независимости имеет как биологический, так и психологический аспекты, и в связи с тем, что они помогают друг другу, мы не должны разделять их. Отлучение от груди является важным этапом на этом пути.

Всему свое время, и правильное использование каждого этапа для образования может помочь ребенку в развитии.

Ребенок растет так быстро в первый год жизни, что к возрасту пяти месяцев материнское молоко перестает соответствовать его потребностям. Материнское молоко, столь бесценное в начале жизни, вскоре следует заменить твердой пищей. К пятому месяце жизни появляются очень четкие признаки того, что у ребенка наступил «сензитивный период отлучения от груди»:

  1. Запас железа, накопленный во время беременности, заканчивается.
  2. В слюне теперь присутствует птиалин, фермент способствующий перевариванию крахмала.
  3. Начинают появляться зубы.
  4. Ребенок может ползать и передвигаться в окружающей среде.
  5. Ребенок хорошо контролирует движения рук и может использовать их для того, чтобы держать пищу и есть ее в своем темпе.
  6. Ребенок может сидеть с поддержкой.
  7. Ребенок демонстрирует большой интерес к внешнему миру, и различная еда является частью этого интереса.

Когда все эти признаки начинают проявляться, мы замечаем большие перемены в ребенке. Способность есть твердую пищу также является выражением готовности к большей независимости.

Независимость ребенка носит биологический смысл – мать больше не нужна, как источник пищи. Она также носит психологический характер, потому что ребенок может теперь получать новую пищу другим способом. Сосание уступает место жеванию.

Рот теперь используется по-другому. В связи с тем, что кормление грудью теперь не всегда нужно, меняется и пища, и позиция во время еды. Теперь ребенок, получающий пищу, отличную от материнского молока, должен сидеть напротив матери. Пища другого качества и другие отношения с матерью являются внешними признаками новой реальности в развитии ребенка. Он вырос.

 

Новые отношения со средой

 

Важно учесть новые способности, приобретенные ребенком. Эти способности носят как биологический, так и психологический характер. Организм теперь способен перерабатывать более сложную пищу ( производство птиалина и рост зубов являются признаками совершенствования пищеварительного аппарата), и ребенок теперь может допустить иные отношения со средой. Последний факт придает чрезвычайную важность процессу отлучения от груди.

В период младенчества ребенок получал молоко благодаря реальному физическому соединению с матерью, она держала его на руках рядом со своим телом, между ними существовала близость. Теперь он получает пищу от человека, который предлагает ее, сидя напротив него. Для этого эти два партнера должны сидеть лицом друг к другу. На этом этапе стол и стул подходящего для ребенка размера служат важными обучающими средствами.

Еду следует ставить на стол, чтобы ребенок мог хорошо ее видеть. Он должен видеть, откуда ее берут, и его следует кормить ложкой подходящего размера. В ложке должно быть немного еды, и ее следует подносить ко рту ребенка. Мы кладем еду в рот только тогда, когда ребенок сам открывает рот. Ребенок должен всегда иметь контроль над отверстиями своего тела и понимать, что ничто не может в них попасть без его разрешения. Мы часто применяем насилие во время приемов пищи, потому что зачастую мы больше заинтересованы в том ,чтобы накормить ребенка в кротчайшие сроки. Мы забываем о глубоком значении этого действия. Мы должны постараться избежать применения силы при кормлении, потому что предполагается, что пища является источником наслаждения на любом этапе жизни человека!

Маленькое физическое пространство, установленное во время кормления за счет маленького стола между матерью и ребенком, является точным выражением психологического пространства. Это начало « разъединения» в положительном смысле этого слова, и оно позволяет ребенку развить чувства самостоятельности и независимости. К моменту, когда начинается отлучение от груди, ребенок уже должен уметь держать в руках кусочек хлеба ( или другой подходящей для этого кусок пищи) и самостоятельно есть его.

Отлучение от груди является важным поворотным моментом в жизни ребенка. Интересно заметить, что правильное кормление может стать источником благотворной привязанности, средством успешного перехода, следующим сразу же после рождения для новорожденного. Оно также может стать естественной помощью разделению и независимости впоследствии. Снова, простые вещи из повседневной жизни оказываются мощными

средствами и могут использоваться для достижения огромных физических и психологических результатов.

К сожалению, несмотря на то, что все родители вносят различную пищу в диету ребенка на пятом или шестом месяце жизни, они зачастую не меняют способа подачи этой пищи. Они обычно наливают ее в бутылочку, и ребенок продолжает ее сосать, тем самым упуская возможность использовании своего рта по-новому. Он не получает сенсорную информацию касательно структуры и вкуса.

Такое использование бутылочки может повредить естественному интересу ребенка к пище. Сензитивный период отлучения от груди проходит незамеченным, а когда мы, наконец, решаем отучить ребенка от бутылочки и научить есть, как это делают люди, возникает множество проблем. В этот момент многие дети противятся изменениям ( изменениям, которые произошли бы безболезненно, если бы происходили в нужное время) и продолжают отдавать предпочтение бутылочке.

Из своего опыта в этой сфере я знаю, что некоторые дети до шести лет продолжают получать практически все вилы пищи таким образом. Я даже видела семилетнего ребенка, который ел спагетти из бутылочки!

Но хуже всего то, что ребенок упускает бесценную естественную возможность осознать свой собственный прогресс в развитии. Отсутствие опыта новых возможностей для приема пищи лишает ребенка возможности установления новых отношений со своей матерью и окружающим миром.

Сидение за столом приносит перемену в эго ребенка, и дает начало новым человеческим взаимоотношениям, которые будут продолжаться в течение всей жизни. Нашим правильным положением в мире должны быть позиция лицом к другим людям, которая гарантирует наше человеческое достоинство.

Ребенок теперь может представить себя миру как отдельный человек, который может начать более индивидуальные отношения.

Пища для ребенка больше не производиться матерью, теперь это взрослая пища. Это дает ребенку возможность, которая носит повторяющийся характер в течение дня, понять, что он растет и может участвовать в жизни, как и другие люди, окружающие его.

Если мы не воспользуемся моментом, когда изменение привычек, связанных с приемом пищи, приводит к изменению во взаимоотношениях, мы упускаем возможность для образования и ставим препятствия на пути к независимости. Физически и психологически мы готовимся к сложному будущему.

Родители должны понимать, что к возрасту пяти-шести месяцев ребенок стал другим человеком. Он по-прежнему мал, но он более совершенен с точки зрения личностного развития.

Подготовка к отлучению от груди

Важный период отлучения от груди может начаться гораздо успешнее, а новая еда приниматься гораздо легче, если мы произведем «долгосрочную подготовку». Многолетний опыт показывает, что отлучение от груди становится естественным переходом, если у ребенка есть возможность получить какой-либо опыт заранее.

В начале третьего месяца ребенок начинает очень сильно отличаться от новорожденного, он готов видеть вещи из внешнего мира и интересуется всем, что его окружает. Учитывая эту перемену, мы можем предложить ему испытать новые вкусовые ощущения. Мы предлагаем угостить его парой чайных ложечек натурального фруктового сока. Сок можно предложить за час до обычного приема молока в качестве своего рода коктейля, когда ребенок бодрствует, спокоен и внимателен к окружающей жизни. Ложечка должна быть очень маленькой, потому что рот ребенка совсем крошечный. Слишком большая ложка покажется неудобной или даже грубой. Ложечку подносят ко рту ребенка, и когда он открывает рот или высовывает язык, мы даем ему несколько капель жидкости.

В первый раз, когда мы даем ребенку сок, он может сморщиться, но обычно он не отказывается попробовать его. Спустя несколько дней ребенок начнет узнавать ложечку и открывать рот сразу же. Он может захотеть добавки, и будет выглядеть разочарованным, когда сок закончиться. С этого момента мы начинаем предлагать ему сок два раза в день.

Давая фруктовые соки, мы предлагаем ребенку совершенно другой вкус, отличный от материнского или искусственного молока, а также вводим новый способ приема пищи. Ложечку вводят в переднюю часть рта, именно в этой части находится сосок ( или резиновая соска) во время кормления грудью. Ребенок может по-другому попробовать сок, держа его во рту, чтобы посмаковать его, и потом проглотить.

Этот фруктовый сок дается не для того, чтобы обеспечить ребенка витаминами или калориями. Его дают в качестве источника дополнительной сенсорной информации, связанной с пищей.

Безусловно, ребенок продолжает сосать грудь в положенное время.

Продолжая давать сок и в течение четвертого месяца жизни ( давая три – четыре чайных ложки два раза в день), мы можем постепенно добавлять новые вкусовые ощущения. Например, можно предложить кусочек черствого хлеба с отрезанной корочкой. Кусочек должен быть такой формы, чтобы ребенок мог держать его, и он помещался бы в рот. Хлеб можно предложить ребенку сразу после молока, чтобы он мог продолжить получение удовольствия от еды, при этом он может класть еду в рот тогда, когда он захочет. Это может быть просто хлеб или хлеб с чем-нибудь, придающим ему вкус ( оливковое масло или томатный сок). Этот хлеб имеет как физическое ,так и психологическое значение. С физической точки зрения, он помогает ребенку привыкнуть к твердой пищи. Это необходимо сделать в нужное время, иначе ребенок будет отказываться даже от крошечных кусочков твердой пищи в возрасте 8-9 месяцев, и будет вынуждать родителей измельчать любую пищу. Четвертый – пятый месяц жизни являются сензитивным периодом отлучения от груди.

С психологической точки зрения, ребенок получает первый опыт самостоятельности приема пищи. Это первый раз, когда он держит еду руками и кладет ее в рот, когда захочет. Никто на дает ее ему. Этот опыт осознания собственной способности гораздо более важен, нежели несколько граммов хлеба. Каждая ситуация, в которой ребенок может что-то делать сам, укрепляет его эго и изменяет отношения со средой.

Спустя долгие годы наблюдений мы можем сказать, что дети, которые начали процесс отлучения от груди в это время, не имеют проблем с сидением за столом и постепенно начинают принимать различные виды пищи.

Также в течение четвертого месяца в конце обычного кормления, но только тогда, когда ребенок внимателен и готов сотрудничать, мы можем предложить ему пару ложечек измельченной рыбы ( слегка подсоленной и приправленной лимонным соком и оливковым маслом).

В отличие от фруктового сока, который можно пить, эту пищу даже в самом небольшом количестве нужно жевать. Давая ее в конце приема пищи, мы даем время, необходимое для переваривания. Мы можем чередовать рыбу и печень ( поскребите печень ножом с зазубренным лезвием и сварите ее на паровой бане). Печень можно также подсолить и приправить ее оливковым маслом и лимоном, чтобы сделать ее вкуснее. Так как родители могут есть ту де самую рыбу или печень, мы не готовим для ребенка что-то особенное ,а скорее предлагаем ему пищу из среды. Мы продолжаем давать ребенку эту пищу до пятого месяца, когда следует всерьез задуматься об отлучении от груди, потом что запас железа у ребенка истощается. У некоторых детей этот процесс может занимать больше времени в зависимости от роста и развития ребенка. Можно вводить овощной бульон богатый минеральными солями. Такой бульон легко сварить, и его также может есть вся семья. Морковь, картошка, цуккини и любые другие овощи ( кроме, пожалуй, лука или шпината из-за их горького и кислого вкуса) отвариваются в воде без соли. Все минеральные соли, содержащиеся в овощах, должны выделиться в бульон. На данном этапе ребенку дается только он. Соль можно добавить в

рацион питания ребенка позже. За один раз можно приготовить бульон на три дня и хранить его в холодильнике. Остальные члены семьи могут есть овощи.

В овощной бульон можно добавить немного манной крупы или протертого риса ( или какой-либо еще крупы). На 140 граммов бульона добавляется одна столовая ложка крупы. Это придает супу нужную консистенцию, помогая ребенку перейти от жидкого молока к более густой, но в то же время не совсем твердой пище. Мы можем приправить суп не только солью, но и не большим количеством подсолнечного масла ( или сливочного) и сыром пармезан. Однако, самым важным моментом является то, что эта еда должна подаваться ребенку на стол, ха которым он сидит.

Во время предыдущих опытов с едой целью было просто расширение вкусовых ощущений в качестве подготовки к отлучению от груди. Теперь мы хотим, чтобы отлучение от груди стало не просто изменением в принимаемой пище, но и внесло изменения в отношения ребенка со средой. Мы хотим показать ему, что он теперь является другим человеком, и что он вырос. По этой причине ребенку нужно место, где он сможет сидеть. Возможно, для большего удобства ему нужно будет подложить подушку под спинку. Никто не может получать удовольствие от еды, если он сидит в неудобной позе.

Этот прием пищи должен проходить в спокойной обстановке, взрослый должен сидеть напротив ребенка. Мы должны помнить о том, что несмотря на то, что изменилась еда и положение при кормлении, мы находимся вместе с ребенком, чтобы разделить с ним одно из самых человеческих и приятных событий социальной жизни.

Сейчас перед нами сидит самый важный гость, который только может оказаться с нами за одним столом, человек, которого мы зачали помогаем ему развивать человеческие отношения и независимость. То, как подается эта новая пища, очень важно. Суп нужно налить в мисочку, ложку положить на стол рядом с маленьким стаканчиком и кувшинчиком с водой. Воду следует наливать медленно , чтобы дать ребенку возможность понять те новые действия, которые мы делаем для него и вместе с ним.

Если суп наливают в бутылочку, все психологическое значение отлучения от груди утрачивается, мы просто меняем качество еды. Следует подчеркнуть, что в случае, если мы вынуждаем ребенка продолжать сосать вместо того, чтобы жевать, мы препятствуем правильному развитию неба и росту и размещению зубов. Любой вред, причиненный психологическому эго, также причиняет вред физическому организму, и наоборот.

Когда вы впервые даете такой суп вместо обычного приема пищи, никогда не настаивайте на том, что бы ребенок съел какое-то определенное количество. Может быть, он ему быстро надоест, и тогда мы должны быстро взять его на руки и дать грудь, чтобы докормить его. НО, спустя всего несколько дней, ребенок который уже знаком с новыми вкусами и они ему интересны, который уже понимает, что ложка является предметом, которым подносят вкусные вещи к его рту, будет есть с каждым разом все больше.

Важно заметить, что эта маленькая ложка не должна быть использована для каких-то других целей, кроме предложения еды. Например, будет ошибкой использовать ее, чтобы дать лекарство, когда ребенок болеет. Впоследствии ребенок может ассоциировать эту ложку с болезнью или неприятным вкусом и отвергать ее.

После введения в рацион супа, мы можем предложить ребенку яичный желток, рыбу или печень и немного фруктового салата: смешать протертое яблоко, размятый банан и апельсиновый сок, чтобы получилась не очень твердая, но в то же время и не жидкая смесь.

Таким образом, мы достигли момента, когда мы можем заменить одно кормление прикормом. Это может продолжаться в течение пяти-шести недель, в зависимости от того, как ребенок реагирует на новую пищу и справляется с ней. В этот период можно постепенно добавлять небольшое количество овощей, которые использовались для приготовления бульона: сначала немного картофельного пюре и моркови, а затем другие зеленые овощи. Таким образом, ребенок готовится к моменту, когда в суп добавляются и маленькие кусочки мяса.

По мере появления зубов в возрасте примерно шести месяцев, мы постепенно, чтобы избежать негативной реакции, начинаем давать ребенку более твердую пищу.

В процессе отлучения от груди мы не должны забывать предлагать ребенку такую пищу, которую он может самостоятельно взять. Например, кусочки хлеба, банан, овощи. Безусловно, ребенку можно предлагать вилку и показать, как ею пользоваться. Не мешайте ему, если он помогает себе руками. Ребенок внимательно наблюдает, как мы что-то делаем, и если мы едим красиво, то, как только ребенок сможет с этим справиться, он будет пытаться подражать вам.

Нет необходимости это ускорять. Необходимо показывать ребенку, что мы ценим его усилия. Мы должны понять, что рука является важным инструментом, когда ребенок учится есть. Способность использовать другие инструменты, безусловно, придет, особенно если у ребенка хорошие взаимоотношения с человеком, который дает ему еду. Ребенок должен

чувствовать, что он контролирует ситуацию, что он не обязан съедать все, что ему дают.

Начинайте с небольшого количества еды в тарелке, а когда эта еда заканчивается, можно дать еще. У ребенка не должно создаваться впечатление, что ему нужно съесть огромное количество пищи. В любом возрасте он с легкостью может понять, что он может получить добавку, как только еда в тарелке закончится.

Процесс отлучения от еды груди может стать и должен быть очень приятным бременем. Этот можно легко и непринужденно достичь. Если ребенок отказывается от какой-либо пищи, попробуйте предложить ее спустя несколько дней. А если он постоянно отказывается, мы должны смириться с тем, что это происходит по какой-то неизвестной, но важной причине. Может быть, ему не нравится этот вкус, несмотря на то, что он нравится нам. Никогда не настаивайте на приеме какой-то определенной пищи, потому что мы не должны превращать удовольствие от еды в акт насилия. Отношения ребенка с едой могут быть испорчены навсегда, и это может вызвать различные патологии, связанные с едой. Соблюдая ряд правил, проявляя заботу и терпение, можно превратить процесс отлучения от груди в нечто большее, нежели в период изменения пищи. Это может стать началом новой эпохи в развитии ребенка – эпохи независимости.

Человеческое молоко может стать другим видом зависимости, от которой следует избавиться так же, как и от материнской утробы, с момента рождения ребенка для своего существования больше не нуждается в поддержке матери 24 часа в сутки. Теперь мать меняет свою роль. Конечно же, ребенок по-прежнему нуждается в ней, но по-другому. Если мы не поймем мудрости отлучения от груди и продолжим кормить грудью или, чтобы сэкономить время, будем наливать еду в бутылочку, все физиологическое и психологическое значение введения прикорма как стадии развития будет утрачено.

В процессе отлучения от груди мы раскрываем свое истинное отношение к детям. Мы должны верить в то ,что для них естественно переходить на следующую ступень развития. Мы должны стремиться к развитию новых отношений между ребенком, его матерью и средой и принимать их.

В возрасте около семи месяцев в зависимости от развития и роста ребенка, еще одно кормление можно заменить прикормом. Маленькие по размеру макаронные изделия, рис, йогурт, сыр. Практически нет никаких пределов в получении ребенком новых вкусовых ощущений! В 8-9 месяцев он может есть практически любую пищу, которую едят взрослые, и это

является важным аспектом в процессе гуманизации. Постепенно и без принуждения ребенок может прекратить питаться только материнским молоком.

Теперь ребенок получил возможность участвовать в большей мере в некоторых важных видах деятельности в своей среде. Он может есть ту же самую пищу, что все остальные члены семьи, сидя вместе с ними за столом, и это еще один шаг на пути к независимости и развитию.