Address mark

Наш адрес

Сочи, улица Конституции СССР 18

vk icon
instagram icon
facebook icon

+7 (862)295-88-89


Гаспарова Ольга

Причины возникновения страхов у детей.

Причины возникновения страхов у детей.

Страх – неприятное и порой мучительное чувство, вызываемое какой-то смутной или неминуемой опасностью. Эта опасность может быть реальной, действительно существующей или мнимой, плодом нашего воображения, может быть незначительной, вызывая у нас лишь некоторую тревогу, или же столь сильной, что приведет в ужас.

В общем-то, большинство детских страхов появляется и исчезает бесследно, но нередеко бывает трудно понять, успокоился ребенок или просто сумел скрыть свою тревогу.

Какой же жизненный опыт побуждает ребенка видеть в вещах что-то страшное?Как рождаются эти страхи? Существуют 3 типа ситуаций, при которых у ребенка возникает страх или предрасположение к нему. Это – подражание, травма, система «наказание – вражда – вина» и постоянно возобновляющий страх.

Подражание – естественный процесс, при котором ребенок перенимает многие страхи и наше отношение к ним. Боясь собак, молнии, огня… мать, не отдавая себе отчета, передает малышу свои опасения. Подражая ей в поведении, ребенок со временем испытывает и чувства, какие возникают в таких случаях.

Подражание порождает огромное множество детских страхов еще и по другой причине. Заботливая мать, предупреждающая ребенка, чтобы он не сделал себе больно, не поранился, постоянно, как бы излучает опасение и тревогу, которые нередко передаются и ребенку. Если все время призывать ребенка к осторожности, непрестанно напоминать, что он может причинить себе боль, он ощутит неотвратимость опасности. Даже если малыш и не сможет определить, чего именно он боится, у него все равно поселится в душе смутная тревога и будет жить долго, возникнув гораздо раньше, чем для нее появится какой-либо реальный повод.

Травма – острое психическое переживание, которое оставляет прочный след в нашем сознании. Такие эпизоды, например, как падение с лошади или укус свирепой собаки, могут травмировать нас не только физически, но и психически. Мы говорим «могут», потому что в подобной ситуации люди пугаются по-разному – одни больше, другие меньше. То, что может нанести психическую травму одному ребенку, не оставляет никакого следа в психике другого.

Система «наказание-вражда-вина». Тут речь идет не о каких-то особых страхах, а о глубинном базисе тех впечатлений, которые могут привести к страху. Когда родители кричат на ребенка, ему ясно только одно – они раздражены и на время утратили любовь к нему. От этой мысли он теряется, потому что не способен так же отчетливо, как родители понять, что же плохого было в его поведении. Вел он себя «как обычно» и даже, наверное, считал свою выходку забавной. Кроме того, если на этого ребенка постоянно кричат, угрожают ему и наказывают, в нем постепенно накапливается гнев к родителям, и, как следствие, он ощущает свою вину перед ними. Ведь у него появились враждебные чувства к людям, которых он очень любит. В итоге он понимает, что надо скрывать свою вражду, хотя это очень трудно. И начинает бояться самого это чувства.

Наши чрезмерные требования к детям могут создать общую атмосферу страха в семье в 2-х случаях: во-первых, когда ребенок опасается, что родители перестанут его любить, во-вторых, когда враждебная реакция ребенка на требования взрослых заставляет себя чувствовать не достойным их любви.

Классификация страхов.

* Недифференцированный страх.

Поведение: гиперактивность, немотивированная агрессия, вандализм, издевательства над младшими.

Типичные страхи: темнота, высота, глубина, смерть.

Формула страха: Я ничего не боюсь. Я боюсь всего(не может выбрать ни объект, ни место; не знаю чего, не знаю где, но боюсь).

* Дифференцированный страх.

Поведение: особенности поведения в конкретном месте или времени, но нет реального объекта. Это означает, что травматическое событие произошло в этом месте или в это время, но само событие вытеснено из ментальной памяти.

Формула страха: Я боюсь не знаю чего, но оно в ванной и т.п.

* Страх-проекция.

Поведение: боязнь конкретного объекта в конкретном месте и времени.

Формула: боюсь приведения, оно ночью появляется под кроватью

* Социальные страхи.

Поведение: ситуативно-обусловленное.

Формула: боюсь опозориться, будет стыдно.

 

Возрастные особенности проявления страхов у детей

 

Чтобы помочь ребенку преодолеть страхи, необходимо знать, какие страхи могут испытывать дети, и их возрастные особенности.

От рождения до трех лет.

8 мес. – страх незнакомых людей.

После 1-ого – страх одиночества, иногда страх высоты, глубины.

1 год 6 месяцев – беспокойство при долгом отсутствии матери, из-за шумной обстановки в семье, страх врачей, боли, уколов.

2 года – страх наказания со стороны родителей, страх поездов, транспорта, страх животных ( волка), уколов.

Младший дошкольный возраст.

Боязнь сказочных персонажей, уколов, боли, крови, темноты, замкнутого пространства.

Старший дошкольный возраст.

Страх смерти, смерти родителей, страх животных, сказочных персонажей, глубины, страшных снов, огня, пожара, нападения, страх войны.

Младший школьный возраст.

Страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, несчастья (магических представлений).

Подростковый возраст.

Страх смерти родителей, войны.

 

Общие принципы борьбы со страхами.

 

Универсального и подходящего всем детям метода борьбы со страхами нет. Но есть общие принципы, которые разработаны еще тысячелетие назад и одинаково последовательно воплощались в семьях.

* Первый принцип основывается на том, что ребенок боится того, что не понимает. Поэтому ребенку надо ПОКАЗАТЬ, что этого явления бояться не надо. Как только ребенок убедится, что пугающее его явление не приносит вреда вам, кому он доверяет, он начнет самостоятельно справляться со своим страхом.

* Второй принцип: воображаемое, почти всегда страшнее действительного. Поэтому, если имеются такие возможности, надо дать ребенку потрогать все то, чего он неоправданно боится. ( Так большая собака или густая трава выглядят одинаково ужасно страшными и опасными, пока не обнаруживается, что шерсть у собаки мягкая и теплая, а трава мнется под ногами.)

* Третий принцип: с опасностью сначала надо поиграть. Надо придумывать легкие, всегда заканчивающиеся победой игры с предметом страхов: игры в темноте, игры в масках, игры в сказки.

 

Что могут родители, чтобы помочь ребенку справиться со своими страхами?

  1. Перестаньте пугать, даже если это было основным методом воспитания. Здоровье ребенка – дороже. Особенно недопустимо пугать ребенка, тем что его кому-то отдадут, а так же смертью или отъездом навсегда кого-то из членов семьи.
  2. Серьезно относитесь ко всем чувствам, которые испытывает ребенок. Недопустимо высмеивание страхов ребенка.
  3. Не говорите о страхах ребенка с посторонними людьми в его присутствии. Он может почувствовать себя неловко и замкнется еще больше в себе. В дальнейшем вам будет трудно добиться его откровения.
  4. Не говорите о страхах ребенка между делом. Проблема слишком серьезна, чтобы решать ее, стирая белье или готовя обед. Выберите время, которое вы можете полностью уделить ребенку, и с полным доверием ко всему, что он сообщит, расспросите ребенка. Уже само Ваше серьезное и конструктивное отношение к проблеме конкретного страха дочки или сына – мощное психотерапевтическое средство. Мама не смеется. Мама не боится. Вывод : скорее всего мама права.
  5. По возможности рисуйте с ребенком все его страхи. Старайтесь найти в получившихся рисунках нестрашное или даже смешное ( но помните, что смеяться должен ребенок, а не Вы).
  6. Ограничьте просмотр «ужастиков» по телевизору и чтение страшных книжек. Если это невозможно, смотрите их вместе с ребенком, оказывая ему в нужный момент психологическую поддержку.
  7. Проанализируйте собственный стиль воспитания. Может быть вы сами слишком тревожны? Может быть, Вам самостоятельно или со специалистом поработать с собственной тревогой, которая, как в зеркале – отражается в страхах и тревоге ребенка? Нет смысла бороться с отражением – подумайте об этом.
  8. Если ребенок перенес какой –то психотравмирующий эпизод или тяжелую болезнь, связанную с болью или длительным пребыванием в больнице, и именно после этого у него появились страхи, то обеспечьте ему на некоторое время щадящий режим. Больше ласкайте ребенка, оказывайте ему знаки внимания, говорите с ним, рассказывайте ему о своей жизни, читайте веселые книжки. Подавайте ребенку витамины, настой успокаивающих трав. Говорить о страхах или перенесенной травме нужно только в том случае, если об этом заговорит ребенок. Настойчивые возвращения к этой теме нужно мягко пресекать. Если Вы чувствуете действительную потребность ребенка поговорить о пережитом, предоставьте ему возможность поговорить со специалистом.