Address mark

Наш адрес

Сочи, улица Конституции СССР 18

vk icon
instagram icon
facebook icon

+7 (862)295-88-89


Гаспарова Ольга

Сензитивные периоды по Марии Монтессори

Сензитивные периоды по Марии Монтессори

Пол Эпштейн, д-р философии.

Помните сказку про Машеньку и трех медведей? Машенька пошла погулять в лес вопреки предостережениям родителей. Заблудившись, она увидела в лесу домик и вошла в него. На столе стояли три чашки с кашей. Усталая и голодная Машенька попробовала ее. В первой чашке каша была слишком холодной. Во второй – слишком горячая. А в третьей – в самый раз. Потом Машенька прошла в комнату и попробовала посидеть на каждом из стоявших там трех стульев. Первый стул был слишком жестким, второй – слишком мягким, зато третий – в самый раз. И, наконец, в спальне тоже третья кровать оказалась « в самый раз». А теперь о связи девочки из сказки и системой Монтессори. В Монтессори-группе педагог озабочен тем, чтобы создать образовательную среду, в которой все для ребенка было бы «в самый раз».

Все: еда, мебель, учебные занятия, социальные отношения, одежда, распорядок, ритуалы – все должно быть в самый раз, чтобы каждый ребенок смог полностью реализовать свой потенциал. Никто не знает, что победило Машеньку отправиться в лес. Но Монтессори педагоги уже почти сто лет изучают побуждения детей по всему миру. Доктор Монтессори называла такие мотивации «сензитивные периодами». Каждый из них побуждает ребенка искать в окружающей среде предметы, явления, отношения, которые помогут развить его уникальные задатки. Этот внутренний потенциал невозможно узнать напрямую. Ребенок не может ни осознать, ни непосредственно воздействовать на свои способности. И тем не менее, в основе Монтессори-философии заложена вера в то, что каждый ребенок может стать «Моцартом» или «Пикассо». Если, конечно, все в среде, окружающей ребенка, будет «как раз».

У Монтессори-педагогов есть три мощных средства, позволяющих сделать «как раз». Первое – это знание сензитивных периодов. Второе – знание о том, как создать в классе среду, способную удовлетворить каждый сензитивный период. Третье – умение наблюдать.

Сензитивные периоды

Почти сто лет назад доктор Мария Монтессори первой поняла, что дети обучаются от своего окружения и внутренне мотивированны к этому. Перенимая идеи биологов и философов своего времени, Монтессори предположила, что каждый ребенок является носителем двух генетических проектов – физического и психического. Физический определяет рост ребенка, цвет волос и другие характеристики. Психический принимает форму сензитивных периодов. Каждый сензитивный период это:

Период особой чувствительности и психических отношений;

Сверхмощная сила, интерес, стимул, направляющий ребенка к особым качествам и элементам окружающей среды;

Период, в течение которого ребенок концентрирует внимание на отдельных аспектах окружающей среды, игнорируя остальные;

Страсть и приверженность;

Проистекающее из бессознательного и ведущее ребенка к сознательной и творческой деятельности;

Интенсивная и длительная работа, которая вызывает не усталость или скуку, но постоянную энергию и интерес;

Временное состояние: однажды реализованный, сензитивный период исчезает навсегда.

Сензитивные периоды приходится на возраст от рождения до шести лет. Ниже описаны 11 сензитивных периодов:

  1. Порядок. Характеризуется стремлением к постоянству и повторениям. Страстная приверженность установленному распорядку. Глубоко страдает от беспорядка. Среда должна быть тщательно упорядочена, с определенным местом для каждой вещи и четко установленными правилами. ( от 2 до 4)
  2. Движение. Беспорядочные движения становятся координированными и контролируемыми: хватание, прикосновение, откручивание, ползание, ходьба ( от рождения до 1,5 лет).
  3. Маленькие предметы. Интерес к мелким предметам и деталям ( от 1,5 до 4 лет).
  4. Вежливость и этикет. Сначала ребенок подражает правилам вежливого поведения, а затем вежливость становится свойством личности ( от 2,5 до 6 лет).
  5. Утончение чувств. Притягательность сенсорных впечатлений ( вкус, звук, прикосновение, вес, запах) приводит к тому, что ребенок учится наблюдать и дифференцировать ощущения ( от 2,5 до 6 лет)
  6. Письмо. Стремление воспроизводить буквы и цифры карандашом или ручкой на бумаге ( от 3,5 до 4,5).
  7. Чтение. Спонтанный интерес к символическому обозначению звуков буквами и образованию слов ( от 3,5 до 4,5).
  8. Язык. Использование слов для общения: продвижение от лепета к словам, фразам, предложениям, постоянное расширение словарного запаса ( от рождения до 6 лет).
  9. Пространственные отношения. Формирование представлений о расположении в пространстве: план знакомого места, умение находить дорогу в окрестностях, возросшая способность составлять сложные мозаики ( от 4 до 6 лет).
  10. Музыка. Спонтанный интерес и развитие звуковысотного слуха, чувства ритма и мелодии ( от 2 до 6 лет).
  11. Математика. Формирование представлений о количествах и операциях с ними благодаря использовании. Простого и конкретного материала ( от 4 до 6 лет).

 

Автор статьи

Гаспарова Ольга.

Психолог, гештальт-терапевт.