Address mark

Наш адрес

Сочи, улица Конституции СССР 18

vk icon
instagram icon
facebook icon

+7 (862)295-88-89


Гаспарова Ольга

Сказка ложь, да в ней намек…

Сказка ложь, да в ней намек…

Почему дети любят сказки? Главное отличие сказочного и реального мира – это наличие волшебства. Чудесные превращения, неожиданные повороты, одушевление неживых предметов и, главное, добрая концовка — все это вызывает восторг, трепетную радость и веру в справедливое устройство мироздания! Сказочное пространство нелогично и иррационально, но именно благодаря этому здесь кроются ответы на самые разные вопросы. В сказочном государстве множество тропинок, всегда есть выбор и возможность решить проблему.

Сказки – это тонкая, воображаемая материя, позволяющая откинуть внешние реальные условности, получить мощный эмоциональный заряд и силы для решения внешних задач.

Непременным атрибутом любой сказки является наличие, по меньшей мере, одного действующего лица. Действующее – значит совершающее какие-то действия. Большинство сказок имеют единую структуру. Так, во вступительной части любой сказки есть проблема ( вредительство, нарушение запрета, недостача и т.д.). Появление проблемы заставляет героя отлучиться из дома. В пути герой претерпевает различные лишения, совершает выбор, встречается со злом, побеждает зло сам или с помощью волшебных сил. В конце героя ждет награда. После всех испытаний герой возвращается домой в измененном(в лучшую сторону) состоянии.

Различают сказки фольклорные, авторские и психологические.

Фольклорные сказки – авторство народное, передаются из поколения в поколение, несут мощный архитипический заряд (сила символов).

Авторские сказки – придуманные или переделанные из фольклора автором. Могут не подчиняться основным законам сказочного жанра.

Психологические сказки – специально придуманные для решения конкретных психологических проблем.

Также различают женские и мужские сказки. Они выполняют функцию инициаций. И пропагандируют разные ценности.

Женские сказки – главный персонаж – девочка, девушка, женщина. Например, Морозко, Снегурочка, Золушка, спящая красавица, Аленький цветочек и т.п. В женских сказках главная героиня обладает следующими качествами: чистота, терпение, трудолюбие, умение прощать.

Мужские сказки – главный герой мужского пола. Например, Царевна-лягушка, Иван царевич и серый волк, мальчик с пальчик, Сказке о царе Салтане и др. Подчеркивается значимость следующих качеств: смелость, сила, справедливость, ответственность.

Признаки полезной сказки:

* Наличие зачина и окончания;

* Герой проходит в своих поисках определенный круг с троекратными повторениями;

* Наличие помощников, дарителей волшебной силы;

* Добро и зло различимо и разделено;

* Добро побеждает зло и получает за это награду.

 

Зачем читать сказки детям?

Сказка выступает для ребенка в виде знаковой системы, позволяющей интегрировать окружающую действительность. Оно в определенной степени удовлетворяет три основные потребности ребенка дошкольного возраста:

* Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно, делает выбор, принимает решения.

* Потребность в компетенции. Герой оказывается способен преодолевать самые невероятные препятствия, достигает успеха, справляется с лишениями и временными неудачами, идя к намеченной цели.

* Потребность в активности. Герой всегда активен. Он куда-то идеь, кого-то встречает, кому-то помогает, сам учится принимать помощь, что-то добывает, с кем-то борется и т.д.